?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
Фильм "Другие" (2001 год).
alexander_nv


Недавно посмотрел фильм 2001 года с Николь Кидман «Другие». Фильм получил признание критиков, и множество призов, в том числе и приз Венецианского фестиваля. Наверняка многие его уже видели. Очень необычный сюжет, если кто-то еще этот фильм не смотрел, то далее не читайте, а лучше сначала посмотрите, те же, кто уже смотрел, попробуйте посмотреть его не просто как мистический триллер, а как попытку говорить о самых, как кажется, вечных и незыблемых семейных ценностях.

Сюжет, как я уже сказал, необычен. Концовка очень неожиданная. Но не в этом, как мне видится, главная ценность фильма. Сам фильм – мистический триллер. В этом отношении он создан по всем канонам жанра: внезапные появления, зловещая музыка и пр. Действие фильма происходит в 1945 году в богатом поместье, где проживает женщина с детьми. Муж находится на войне. В один день семья просыпается и обнаруживает, что все слуги ушли, и вокруг стоит плотный туман. Неожиданно приходят трое человек, которые предлагают себя в качестве прислуги. После этого в доме начинают происходить паранормальные вещи, создается ощущение, что в доме живут какие-то призраки. В конце концов, обнаруживается, что призраками являются сами жители дома: семья и трое слуг. Оказывается, узнав, что ее муж погиб на войне, героиня убивает, задушив подушкой, троих детей, а потом кончает жизнь самоубйиством. Трое слуг, которые пришли, умерли еще 50 лет назад, а те, кто казался им призраками, на самом деле живые люди, новые владельцы поместья.

На мой взгляд, это фильм все-таки не о призраках. Это фильм о семье, об отношениях внутри семьи, о людях, о переосмыслении тех реалий, к которым мы уже давно привыкли. Глубокое переосмысление. К сожалению, в нашей стране очень часто такое вот довольно, на мой взгляд, упрощенное отношение к этому вопросу: есть институт семьи, которые сам по себе по умолчанию нечто очень положительное, к чему надо стремиться, что нужно защищать, всячески оберегать, как самую главную ценность в этой жизни. И, наверное, многие люди и сейчас скажут, что самое ценное это семья, что нет ничего дороже и лучше в этом мире. Но современные авторы, художники мыслители счтают, что не все так просто и однозначно. Вопрос не стоит в разрушении и отрицании чего-либо. Есть потребность добраться до глубины, до сути. Поставить вопросы, которые никогда никто раньше не ставил. Поставить порою в провокативной манере. Но на то оно и искусство, чтобы провоцировать какую-то человеческую реакцию.

Главная героиня - верующая католичка, она постоянно молиться, упоминает Бога. Традиционные католики и протестанты придают большое значение институту семьи. В КЦ, например, до сих пор запрещены разводы и использование контрацепции. И тут первоначально мы видим такую вот идиллию ревностной католички: она состоятельная дама, создает семью с мужчиной, которого любит, у них рождаются дети. Вроде бы все замечательно, но вдруг этот мир начинает рушиться. Этот маленький мирок под названием семья вдруг оказывается адом, где мать душит своих детей и убивает саму себя. Автор как-будто показывает подноготную реальности семьи - здесь нет никакой идиллии. Оказывается, это просто построение собственного мира, благополучия. Дети здесь просто часть тебя, часть твоего мира, и когда все рушится, они тоже должны уйти, когда ты хочешь уйти, они не могут остаться, потому что они – это продолжение тебя.

Режиссер как-будто пытается разоблачить, показать изнанку мещанского парадиза с совместными завтраками, обедами, походами в церковь. В фильме героиня говорит новым слугам, что дети болезненно реагируют на свет, что в доме все шторы всегда должны быть задернуты. Это являет семью, как закрытое пространство. Человек создает мир для себя, туда нельзя никого пропускать, потому что это твой мир. Режиссер как бы показывает это замкнутость на себе, которую являет семья. Как потом выясняется, свет совсем не вреден детям, более того, они могут ему даже радоваться. Как часто в жизни у людей возникает созависимость. Человек считает, что если они в семье, то другой член семьи уже не может иметь какую-то жизнь вовне, он зорко и ревностно следит, чтобы другой член семьи всегда был в твоем пространстве, чтобы никто не мог его/ее у тебя похитить, поэтому ты отгораживаешь своего ближнего от окружающего мира, привязываешь его к себе.

Все это происходит на фоне Второй мировой войны. Воюют европейцы, в основной массе своей такие же благочестивые мещане, как и семья героини, «добрые христиане». И оказывается все эти «добрые христиане», у большинства из которых были вот такие же вот милые жены и дети, могли убивать друга в масштабах, которые мир до этого никогда не знал. Как такое могло случиться?

Ближе к концу фильма в доме появляется муж. Он пришел с фронта навестить семью. Героиня просит его остаться с семьей, но он говорит, что ему нужно обратно на фронт. После чего она говорит, что он ушел не на войну, он ушел от нее. Это тоже, на мой взгляд, очень интересный момент. Мужчина искренне любит жену и детей, он хороший муж и отец, но он не может жить в этой идиллии, которая, в конце концов, становится клеткой. У него нет сил или их не хватает, чтобы что-то изменить в этом раю благополучия, который создала его жена. И предъявить что-то он не может, в конце концов, он все-равно их всех любит. Но когда предоставляется случай вырваться, он уходит. Уходит, несмотря на всю свою любовь, он не может жить в этом мире с закрытыми шторами. Кошмарный, кровавый мир войны становится путем освобождения …

И вот этот вот мир, которая героиня созидала вдруг оказывается на грани разрушения… . Любимый мужчина – это краеугольный камень созданного рая вдруг уходит и рушиться все здание. Значит, ложное было основание? Значит, все это было лишь иллюзией и ложной надеждой? А что нужно было сделать, что бы это было настоящим? Как мне видится, все эти вопросы возникают, если посмотреть на этот фильм не просто как на мистический триллер. Как в твой мир впустить свет?
Может быть, ты на самом деле живешь в мире мертвых? Может, ты уже давно стал призраком, потому что погнался за призрачной реальностью? Весь мир вокруг тебя окутан туманом, его как-будто и не существует, плотные шторы висят на окнах и не пропускают солнечный свет. И твой сказочный мир, твоя удобная обитель, твой семейный очаг скрывают за собой страшную реальность, путь в никуда, в мир мертвых…

Я думаю, что настоящие произведения искусства не должны просто нести какое-то законченное сообщение, иначе это не творчество, а пропаганда идеологии. В идеологии нет творчества, там уже все завершено, важно ретранслировать и принять. Поэтому и мои размышления прошу не принимать, как какие-то законченные суждения и тезисы, это всего лишь мысли, на которые натолкнул меня фильм, они могут ошибочными, очень субъективными ( а вообще есть ли что-то где нет вообще никакой субъективности?), поэтому прошу так это и воспринимать.
Вообще в современном кинематографе сейчас заново переосмысляются вещи, которые традиционно считались положительными и понятными просто по умолчанию: это касается, прежде всего, отношений мужчины и женщины, отношений внутри семьи, самой семьи. В XX веке столько произошло всего, что все эти вещи требуют нового осмысления, нового разговора, честного и отрытого.

  • 1

становитЬся клеткой

становится клеткой. Простите.

Re: становитЬся клеткой

Спасибо!

Очень сильный фильм. Я его смотрела и пересматривала. Потом, когда уже знаешь в чем дело, очень много мелких моментов становятся понятны, или то, на что при первом просмотре не обратила внимания замечается.

А что до идей - ну да, считать семью единственной, важнейшей и предельной целью жизни человека - неправильно. Семья - это очень хорошая и правильная вещь, но если из нее делают религиозный культ, она становится языческим идолом, требующим жертвоприношений.


  • 1