?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
КАРЕЛЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ
2
alexander_nv


Ужасная трагедия произошла в Карелии, погибли 15 детей. Очень живо все это обсуждалось в СМИ, в соц. сетях. Сейчас уже все затихло, и об этом как-то живо помнят только те, кто непосредственно связан с событиями, с людьми. Ну, конечно, близкие погибших детей не забудут этого никогда. Погибло 15 детей! Я сам, будучи педагогом, не раз сопровождал детей как в пределах города, так и в разных поездках, один раз даже сплавлялся с ними на плоту. Сейчас выскажу свое мнение, может быть, оно ошибочное. Но у меня четко сложилось представление, что больше всего пед. состав волнует не безопасность детей, нет. Больше всего их волнует - своя безопасность. Постоянно на пед. советах или совещаниях слышал: «Нет, я детей туда не поведу, там такое движение, опасный переход… не дай Бог, что случится, я в тюрьму не хочу». То есть, самое страшное, и, вроде как, единственное, не то, что ребенок может стать инвалидом и погибнуть, а что я могу сесть в тюрьму. Конечно, в тюрьму никому не охота, этого нормально бояться, но это не должно быть главным мотивом в обеспечении безопасности детей! «Не, я за это не возьмусь, не дай Бог, что случится, мне отвечать»! Охота услышать: «Не дай Бог, что случится, они же такие молодые, им еще жить и жить, а вдруг инвалид, а вдруг насмерть». Нет, главная забота – моя безопасность, а детская безопасность важна только в силу того, что от этого напрямую зависит моя.

Не правильно будет думать, что это проблема только педагогов и начинать клеймить всех учителей. Это не проблема просто учителей, это проблема нашего общества. Учителя, как и врачи, полицейские, священники и чиновники к нам не с Луны падают, они все выходят из народа, точнее то, что сейчас называется народом, хотя правильнее это было бы назвать народонаселением. Тотальное равнодушие, атомизированность. Это еще в лучшем случае. А так часто и агрессия и озлобленность – это все, к сожалению, наши характеристики Я не думаю, что те, кто был ответственен за этот поход абсолютно глупые, безалаберные люди. Думаю, нет. Вполне, возможно, они очень ответственные, может быть, даже пунктуальные и педантичные личности. Просто… по отношению к себе и своим. Своих же детей никто не отправит в поход, когда узнает, что по прогнозам будет шторм. А вот чужие… Если близкому человеку станет плохо, мы, конечно же, постараемся оказать помощь, а если увидим кого-то лежащего на улице…? Я сам помню, ни раз, когда проходил мимо кого-то лежащего на улице, всегда приходилось усилиями воли заставлять себя подойти и узнать что с человеком. Первое желание было просто пройти мимо. Да, почти всегда это оказывался просто пьяный человек, но а могло же быть что-то и другое?

Вот этот новый человек, которого создала советская система, величайший социальный эксперимент 20 века удался. Страшная селекция привела к тому, что все самое лучшее и благородное в народе было уничтожено и затравлено. Можно, конечно, упрекнуть меня, что из одного пусть и трагичного эпизода я делаю такие глобальные выводы. Но это карельская трагедия – лишь один из плодов состояния нашего современного общества. Система – это важно. Советский союз создавал системы, в который люди были важны как функции. Помню, был на концерте, посвященном дню учителя. На сцену вышла чиновник из департамента образования. Она поздравила всех учителей, в конце она сказала: «И мы все с вами должны понимать, что у нас одна общая и главная цель….», - как вы думаете, она сказала «дети»?, - НЕТ –наша главная цель - это слаженно работающая система образования»! Да, цель – система, не человек, по этому принципу, вбитому нам куда-то в подкорку, мы живем и сейчас.

Сейчас начнутся всякие проверки по стране, ужесточаться требования. Из-за страха за безопасность детей? Нет, сейчас главным будет страх – за себя. Главным мотивом для усиления безопасности детей будет не гибель 14 подростков, а арест директора и зам. директора карельского лагеря. Увеличится количество бумаг, которые нужно заполнять, отчетов, система станет еще тяжелее и неповоротливее. Станет ли от этого безопасность детей выше? Ну, немного, может, где-то и станет. Понятно, что уж лучше пусть из страха заботятся о безопасности, чем не заботятся вообще или делают это преступно мало. Но больше, как мне кажется, как это обычно происходит, вся эта трагедия скажется на хороших педагогах и воспитателях, которые, к счастью еще есть, и на которых, как правило, еще как-то и держится наше образование. Которые работают не благодаря, а во многом вопреки системе. Увеличение разного рода проверок, страх начальства и надзорных органов понести какую-то ответственность будет мешать и тормозить работу хороших педагогов и воспитателей.

Так что, как говорил герой М. Булгакова: «Разруха в головах»! Можно еще добавить – и в сердцах. Самый лучший путь повышения уровня безопасности населения, в частности детей, - это расширение сердец россиян. Воспитание ответственности за происходящее вокруг, доверия, открытости, неравнодушия. Для этого нужно нам освободиться от всего советского в умах и сердцах, быть не системой, и других людей воспринимать ни как часть системы, а как людей. Другого выхода нет.