?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
Конференция по катехизации, СФИ 2016.
1
alexander_nv


Еще в начале своей церковной жизни я столкнулся с тем, что в церкви может говориться о чем угодно, только не о Христе. С амвона говорится о морали и нравственности, о традициях предков, о великой Руси. Часто православие становится такой вот национальной культурной традицией, в которой нет места Христу.

Сейчас проходит очередная конференция Свято-Филаретовского института по катехизации, которая как раз посвящена керигматической проповеди, проповеди Христа. В установочном докладе Владимир Якунцев, преподаватель СФИ, катехизатор, говорил, что первоначально «керигма» в Римской империи – это возвещение каких-то важных государственных событий или законов. Христианская керигма – это тоже возвещение, возвещение важного события, центрального события истории и метаистории. Конечно, апостольское возвещение совершалось не так, как это делалось государственными властями, христианская керигма подкреплялась не римскими легионами, не в этом была ее убедительность. Она действовала силой Христовой любви, силой Христового воскресения. Именно это покоряло людей, изменяло их жизни. Такая же проповедь должна звучать и сейчас. Что же нужно сделать, чтобы она зазвучала живо в нашей современной ситуации? Эти вопросы подымались на конференции. Конечно, нельзя сказать, что здесь были обретены ответы на все поставленные вопросы. Часто плодом хорошего общения является сама постановка вопроса, его заострение, определение путей решения. Думаю, это здесь вполне удалось.

В одном из докладов говорилось, что верующий в христианской церкви – это не просто верующий в Единого Бога, это прежде всего верующий во Христа как в Сына Божьего. И вера во Христа – это не просто симпатия к Нему, это следование за Ним. Почему же на приходах так часто складывается ситуация, что Христос просто не проповедуется? Было сказано, что одной из причин этого является неправильный подход к таинствам, в частности к таинству причастия. Наличие таинства причастия в глазах многих пастырей делает ненужной какую-либо проповедь о Христе. Есть же причастие, там весь Христос, что еще нужно? Поэтому вся катехизация на приходе часто сводится просто к подведению человека к участию в таинствах, о Христе при этом может даже и не упоминаться. В такой парадигме священник очень часто воспринимается как часть иконостаса, как функционал культа, от него не ждут проповеди и живого слова. И здесь нужна, как правило, смена мировоззренческой парадигмы не только пастыря, но и прихожанина.

Как правило, на приходах совсем не различают керигму и догматы. Обычно на подготовительных встречах ко крещению людям сразу говорят о Троице, о христологических догматах! Тогда как оглашение всегда начинается с керигмы, с возвещения Христа, со встречи со Христом, без которой невозможен разговор о догматике, без которой разговор о догматике просто вырождается в сухую схоластику, не имеющую никакой связи с реальной жизнью.

Да ведь и сам догмат – это не просто формула, которую нужно выучить, чтобы правильно говорить о вере. Как пишет Николай Бердяев, догмат – это факт мистической жизни, выраженный в словах и категориях авторов этого догмата. Поэтому для человека важно сначала войти в это мистическое пространство, приобщиться \ к нему, и только тогда он сможет адекватно воспринимать догмат, который является не просто «буйком» в море, как выразился один из участников конференции, но формой отношения человека и Бога.

К счастью, есть положительный опыт в проповеди Христа, как у катехизаторов Преображенского братства, так и у гостей конференции, священников и мирян из разных епархий РПЦ и даже из других стран. Все те, у кого есть положительный опыт проповеди Христа, говорили о необходимости проповеди на богослужении на своем месте, на понятном языке.
Хотя сама проповедь на приходе имеет свою специфику и сложность, связанную с тем, что приход – это, как правило, «проходной двор». У проповедника нет какой-то обратной связи с народом, среда очень смешанная, от случайно зашедших до давно воцерковленных прихожан. Опыт катехизации Преображенского братства показывает, что наиболее плодотворной миссионерская и огласительная керигма может быть, как это ни парадоксально, за пределами храмового пространства, когда проповедник выходит "в мир", к людям.

Поэтому можно подытожить, что с катехизацией, в частности с проповедью о Христе, внутри церкви все очень не просто, много довольно грустных моментов. Но данная конференция показывает, что есть надежда, ситуация где-то меняется, пусть это пока и очень локально. Важно при этом, что всем тем, кто хочет какого-то возрождения и оживления жизни церкви, необходимо искать общения друг с другом, делиться с друг другом положительным опытом, где-то критиковать, где-то вдохновлять друг друга. Именно общение даст возможность Богу менять и обновлять нашу жизнь, жизнь церкви через Христа в Духе святом, потому что где двое или трое собрались во имя Его, там Он среди них.