?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
Верят ли современные христиане в воскресение.
1
alexander_nv


Пасха – праздников праздник, центральное событие христианской жизни в православной церкви. Даже представитель западной церкви, где традиционно Рождество является боле популярным праздником, Том Райт, говорит следующее.
«Уберите из Библии Рождество, и вы потеряете две главы в начале Евангелия от Матфея и Луки, ничего больше. Уберите Пасху, и у вас нет Нового Завета, у вас нет Христианства...Это наш величайший день».
Так в чем же суть этого праздника? Веру во что мы утверждаем, когда празднуем Пасху? Вот когда углубляешься в эти вопросы, то оказывается действительно прав о. Александр Шмеман, что нас в православной церкви объединяет только обряд, а веры давно уже у многих очень и очень разные.

Как-то у нас была евангельская встреча с молодежью. Все уже с самого детства в церкви, из верующих семей, причащаются. Давно уже читают Писание и очень хорошо его знают. Но! Когда мы стали говорить о Воскресении, то стали выясняться очень интересные моменты! Во-первых, для ребят было новостью узнать, что христиане верят в телесное воскресение в конце времен. Ну, что Христос воскрес в теле еще как-то можно с этим согласиться (Он же все-таки Бог, поэтому у Него все не как у людей), а вот, что мы все воскреснем в теле, что празднуя Пасху, мы провозглашаем нашу веру во всеобщее воскресение, это вызвало настоящее недоумение. Оказывается, для многих воскресение понимается духовно – это вот такое вот внутреннее преображение, при чем тут материя? При чем тут тела? Одна девушка так меня и спросила: «Где в Писании написано, что мы все воскреснем в телах»? На что мой друг потом, когда ему пересказывал этот разговор, предположил, что, согласно подобным убеждениям, мы будем такими вот сгустками электроэнергии. Короче после этой молодежной встречи я понял, что наша молодежь по внутренним убеждениям … гностики.

Говорил с взрослыми церковными людьми, которые уже не первый год церкви, и часто бывала подобная реакция. Какие, прежде всего, возникали вопросы, когда я им говорил про телесное воскресение.
1) Где все поместятся, если воскреснут?
2) Как воскреснут те, чьи тела уже были давно разрушены?
3) Один священник (да, среди священников тоже гностиков и платоников достаточно) вообще мне сказал, что клеточный состав организма полностью меняется за 12 лет, поэтому, что там воскресать то будет, какое тело?

И эти вопросы, я повторюсь, задают не неверующие люди, а вроде как уже глубоко церковные!
Такой вот спектр взглядов открывается, когда начинаешь говорить о Воскресении. Вы сами легко можете в этом убедиться, проведя подобный эксперимент, поговорив со своими верующими друзьями. Уверяю, будут интересные результаты.

Если же в таких разговорах и достигали какого-то консенсуса по вопросу телесного воскресения человека, то, как правило, начинали спорить об участи всего мира. Ну хорошо, что человек воскреснет и воскреснет в теле, это как-то еще можно принять (хотя далеко не всегда и не всем христианам, как бы это парадоксальным не казалось), но вот что еще и мир будет спасен… Вот в это уже как-то совсем верить не хочется.

Тогда приходится напоминать, что весь мир сотворен Богом. Весь мир благ, об этом говорится в первой книге Бытия. Мир – это прекрасное творение Божие. Так почему же Бог его уничтожит или даст ему погибнуть? Часто приводят вот эти вот строки Писания в доказательство того, что шансов у этого мира нет.

Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3:10).

При этом Павел говорит.
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8:19-23).

Что же, Павел и Петр здесь противоречат друг другу? Думаю, нисколько. Просто часто забывают, что огонь в Библии используется еще как символ очищения. Огонь в Писании уничтожает все злое, но не праведников. Вспомните трех юношей в печи из книги Даниила. Сгореть должно все зло, все, что не от Бога. Но мир же от Бога! Почему христиане так жаждут уничтожения мира?
Думаю, что здесь причиной то, что христианское мировоззрение очень часто подменяется нехристианским.

Я как-то разговаривал с кришнаиткой. У нас такой был хороший и мирный диалог, мне было очень интересно послушать про кришнаизм, там есть много хорошего и доброго, много, что близко и христианскому мировоззрению. В спор о вере я не вступал, да и вообще споры, у кого круче религия, считаю совершенно бессмысленными и даже вредными. Но кое-чему мне возразить пришлось. Я не согласился, когда моя собеседница стала говорить, что кришнаизм и христианство по сути об одном говорят только разными словами. Тут я вынужден был сказать, что, несмотря на то, что между нами много общего, что очень здорово, но есть принципиальные различия, которые как-то затушевывать не правильно, если мы хотим быть честными с собой и друг с другом. В чем я увидел эти различия

Прежде расскажу немного об кришнаитской эсхатологии, как я понял ее со слов собеседницы. Во-первых, она сугубо индивидуальна, то есть главная забота – «спасение своей души». Мир делится на три части: верхний мир (в нем там много всяких отделений), наш мир и нижний мир. Понятно, что верхний мир – это вот некий рай, там есть планета, где живет Кришна и там можно с ним пребывать в блаженстве, нижний – какое–то подобие ада, там оказываются плохие люди, которые не освободились от привязанностей, страстей и пр., ну и средний – это наш мир, такое вот временное пристанище.

Если мы возьмем распространённое представление и христианской эсхатологии, то, действительно, очень похоже! Замените просто терминологию с кришнаистской на христианскую и не отличишь! Думаю, данная кришнаитка, знакомая с христианством в таком вот популярном изводе, вполне справедливо и не видела никакой разницы между двумя религиями. Но мне пришлось немного поколебать такую вот радостную картину, к сожалению.

Я сказал, что все творение – это благое творение Божие, человек – это венец Творения, он поставлен Богом быть тут начальником и распорядителем. Но через падение человека, от Бога отпало и все творение, и через воссоединение человека с Богом к Богу возвращается и весь мир. Поэтому цель в христианстве не переселиться в иной мир, а снова соединить два мира: духовный и земной. Небо и земля снова должны быть вместе, и об этом мы молимся в Господней молитве «да придет Царство Твое и на земле как на небе». Это и есть Царство Божье. Не развоплощённые небеса, куда нам нужно отправиться после смерти, а преображенная земля и космос и все творение, которое станет местом присутствия Бога, где Бог будет «всяческая и во всем». Здесь моей собеседнице пришлось согласиться, что между нами есть принципиальные различия.

Что объединяет различные языческие мировоззрения, пусть даже и совсем разные, такие как греческая философия и религия Индии? Это отношение к материи. При всех их различиях они убеждены, что материя – это зло, что нахождение нас в телах – это проблема. Поэтому материя должна быть уничтожена, преодолена. У стоиков все должно сгореть в великом пожаре. Весь мир.
Но у христиан совсем другое отношение к материи. «Тело – храм души», выражение апостола Павла, - ересь для грека и индуса! Для Платона тело – это темница души, индусы сжигают тела, надеясь, что в душа найдет себе гораздо лучшее пристанище. В христианской традиции есть феномен святых мощей, освящения предметов. Да, эта традиция тоже часто вульгаризируется, превращается в такой вот примитивной магизм, но в своей основе это очень верный опыт. Опять таки невозможный для язычества. Феномен мощей, освящения предметов – это предзнаменование будущего преображения мира, которое коснется и материи. Да, в человек первичен дух и личность. Да, человек, прежде всего, духовное существо, но и материя, тела – это часть нашей личностной идентичности. Человек – это душа и тело, а не просто душа, вот еще одна ересь для платоника или кришнаита. Именно поэтому на апостола Павла была такая реакция в ареопаге. Для греков была немыслима мысль о воскресении. Потому что, это важно понимать, изменение – признак несовершенства. Тела меняются, поэтому они могут иметь ничего общего с вечностью, с божественным.

В этом же ключе такой популярной в христианстве является вера в природное бессмертие души, где душа изначально бессмертная частица, вложенная в смертное тело. Только как сюда вписывается Воскресение, вообще не понятно. Вообще не понятно, что в таком контексте значат слова «смертью смерть попрал», «последний враг истребится – смерть». Поэтому Н.Т.Райт убедительно показывает, как в четвертой Маккавейской книге,когда появляется мысль о бессмертии души, явно заимствованная от греков, то мысль о воскресении, появляющаяся в первой книге, исчезает. Действительно, вера в природное бессмертие души и воскресение по своей сути несовместимы.

Современный же христианин в отличие от членов ареопага не может просто так вот взять и рассмеяться над идеей воскресения, поэтому он вроде как эту веру декларирует де факто, но при более или менее серьезном разговоре на эту тему выясняется, что платонические и гностические взгляды такому человек гораздо ближе.

Тогда зачем была нужна миссия Христа, в чем вообще состоял Его подвиг? Очередной учитель мудрости, который при этом смог восстать из мертвых? А нам то что с этого? Мир знает огромное множество мифов и историй, где боги воплощаются, где их убивают, где они воскресают. Но это, как правило, никак не касается людей, это касается только богов. В христианстве же все принципиально иначе. Бог становится человеком, то есть Божественное неизменяемое соединяется с тленным – ересь номер один для язычника. Потом это же тленное тело воссоздается и воссоединяется с божественным, входя в вечность, ересь номер два. Обе эти вещи просто невозможны для платоника или гностика, но они являются центральными для христианина.
Так что теперь, когда вам скажут «Христос воскрес», спросите, что под этим имеется ввиду)).


  • 1
>А зачем тела слугам Бога, если у Бога мат.тела нет?>

Как же нет, а Иисус Христос?

  • 1