?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
ГРУСТЬ И РАДОСТЬ, РЕАЛЬНОСТЬ И ИЛЛЮЗИЯ.
2
alexander_nv

Photo: Ali Rajabi 'Lost in illusion'.

Мне нравится разная музыка, но почему-то именно грустные мелодии больше всего трогают сердце. Как-то я задумался: почему? Ответ пришел довольно быстро: все самое подлинное в этом мире пронизано печалью. В печали и грусти есть что-то настоящее. Нет, я не против радости и веселья, рад смеху и хорошей шутке. Но если в радости нет грустной нотки, то она не настоящая, если за смехом не скрыта слеза, то, скорее всего, он искусственный. Сколько слез пролито за века, сколько крови, сколько боли, разбитых надежд и расставаний. Вы скажите, что надо помнить хорошее, видеть светлое, видеть красоту этого мира, прекрасное и чудесное. Но ведь от этого становится еще грустнее. Ведь прекрасное увядает, светлое накрывает тень, и от этого становится еще печальнее, потому что ты обретаешь надежду, а потом… В Древней Греции в разгаре пира мудрецы выпивали яд: они понимали, что лучшего момента в их жизни уже не будет, поэтому нужно во время уйти, чтобы не испытать разочарования и печали…

Неверующие люди и материалисты часто говорят, что мы, верующие, – безумцы, потому что верим в какой-то иллюзорный нереальный мир за пределами этого видимого, воспринимаемого физическими органами мира. Но разве этот видимый мир не есть самая большая иллюзия? Есть своя правда в мировоззрении буддистов и индусов. Что есть время, в котором мы живем? Прошлого уже нет, будущего еще нет. Настоящее? Что может быть более нереальное: перетекание из прошлого в будущего, момент, который нельзя уловить. Время и пространство – проклятье этого мира. Мне кажется, что Интернет, эта возможность соединиться с любым человеком в любой части мира, в какой-то степени попытка преодолеть проклятье пространства. Но преодолевается ли оно? Не становится ли оно от этого еще более разделяющим? А время? Кто сможет преодолеть время? Мы боимся и не хотим смерти, но бесконечное существование в этом мире, разве это не ад? О печальный и грустный мир…

Я думаю, что если бы я не стал христианином, то я стал бы буддистом. Есть в этом учении, которое изначально является атеистической философией, своя непреходящая правда. Но в моей жизни открылся тот, кто, на мой взгляд, является самым великим революционером. Он не смирился как Сиддхартха Гаутама с болью и трагизмом этой реальности. Он бросил вызов смерти и победил пространство и время. В Нем соединились две реальности: Божественная и человеческая, и здесь все обретает смысл и подлинность. И уже не красота и любовь становятся погребенными под трагизмом жизни, а сквозь смерть и боль мы видим свет. Боль и грусть никуда не ушли, наверное, их стало даже больше со времени Первого Пришествия. Но мы теперь можем их преодолеть. Не убегая от них, не закрывая глаза и сердце, а входя в них добровольно, не страшась, и не боясь. Потому что мы знаем, что мы не одни, впереди нас Он, который лучше всех слышал боль этого мира, кому она разрывала сердце. Самая великая трагедия произошла 2000 лет назад, когда распяли Христа. Нет, наверное, в истории мира более печального события, когда люди своими руками убили Свет, пришедший в этот мир, и нет в мире события более радостного, потому что через эту смерть, эту гибель в мир пришла подлинная Жизнь и подлинный Свет. И мы снова и снова будем петь и слушать грустные песни, и никто у нас не отнимет этого права и возможности, потому что теперь у нас есть надежда и вера в великую радость. И главная грусть от того, что не еще не вернулся тот, через кого это радость и жизнь окончательно преобразят мир и нас.

  • 1

о грусти, радости и общей жизни

Спасибо, Саша, я чувствую нечто похожее. Отсюда "блаженны плачущие", смотря на жизнь этого мира в ее глубине и длине, не только на мгновение, которое может сиять искрометной радостью и весельем, нельзя не видеть его трагичности. Да и самое радостное мгновение само своей мгновенность оставляет привкус печали. Плачущие - те кто от этой печали и даже трагедии мира не загораживается, а разделяет ее. Мне дороги вот эти слова Андрея Арсеньевича Тарковского:

"Если мир не становится общим, отношения безнадежны. Мне кажется, что я недостаточно люблю себя. Тот, кто недостаточно любит себя, не знает цели своего существования, не может, по-моему, любить других. Я человек невеселый. Сейчас не время много смеяться. Если я вдруг начинаю смеяться, я тотчас же начинаю себя контролировать и ощущаю, что смеюсь не к месту. Спасти всех можно, спасая себя. Общие усилия бесплодны."

Re: о грусти, радости и общей жизни

Спасибо. Надо мне как-нибудь почитать дневники Тарковского и посмотреть наконец "Сталкера")).

  • 1