?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
Преображенскому братству 25 лет! Четверть века служения Богу и людям.
1
alexander_nv
В этом году Бог сподобил побывать на праздновании двадцатипятилетия Преображенского братства. Двадцать пять лет жизни братства – это действительно для нашей страны немалый срок. Много ли известно в русской церкви православных братств, движений, которые бы перешагнули через двадцатипятилетний рубеж?



Братство готовилось к собору заранее, искали место, где можно провести богослужение, на котором смогло бы разместиться такое количество человек как из Москвы, так и из других городов. Единственным местом в Москве, способным вместить столько людей, оказался, храм Христа Спасителя. Патриарх благословил о. Георгию Кочеткову и всем братским священникам и священникам друзьям братства служить в алтаре, также о. Георгию благословили сказать проповедь, что также для нас было очень радостно.


Фото Ольги Максимовой

По всей видимости, Господь тоже благословлял наш праздник, потому что в эти дни, вопреки всем прогнозам, стала теплая солнечная погода. Сама служба, несмотря на такое большое количество людей, проходила в благоговейной тишине, не было никакой сутолоки и суеты. Наверное, не часто в храме Христа Спасителя бывает такое большое количество причастников, какое было в этот день. В этот день читался отрывок из Евангелия от Матфея о богатом юноше, и в проповеди о. Георгий сказал, что главное, к чему призывал Христос юношу – это к свободе, что ему нужно было раздать все свое имение, прежде всего, ради того, чтобы освободиться, стяжать богодарованную свободу.



Возглавлял богослужение, по благословению патриарха, епископ Пантелеймон (Шатов). С владыкой Пантелеймоном о. Георгия связывают длительные отношения. Они познакомились еще в советские годы. Когда в советские годы о. Аркадий Шатов был настоятелем храма, то он крестил первые группы оглашаемых тогда еще Юрия Кочеткова. Но в 1993 году о. Аркадий перешел в стан оппонентов братства, выступив на конференции «Единство Церкви», целью которой был осуждение двух московских клириков о.Георгия Кочеткова и о. Александра Борисова. И вот, сейчас ему предстояло не только возглавлять богослужение, где собралось почти все братство, но передать поздравительное слово патриарха. Думаю, все это очень промыслительно. Господь хочет, чтобы при всех разномыслиях, которые вполне допустимы в определенных границах, в церкви было подлинное единство, в основе которого не может быть травля одних другими, а может быть только диалог братской любви. Братство всегда было открыто к общению со всеми, пусть даже с теми, чей опыт сильно разниться с братским. К сожалению, наши оппоненты не всегда занимали такую миролюбивую позицию. В конце службы владыка произнес проповедь, где тоже говорил о свободе. Он подчеркнул, что свобода - вещь, конечно, важная, но мы должны слушаться наших начальников как светских, так и церковных. Конечно, нельзя не согласиться с этим мудрым уточнением владыки. Одной сестре проповедь владыки напомнила слова директора лагеря из фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен»: «Дети – вы хозяева лагеря, поэтому, что самое главное? Д-И-С-Ц-И-П-Л-И-Н-А».



После богослужения все поехали в комплекс Сокольники на агапу. Это была самая массовая агапа, в которой мне приходилось когда-либо участвовать. Было много гостей как из нашей страны, так из-за рубежа. Гости были как церковные, так и из различных общественных организаций. Было много священников, которые дружат с братством. Правда, порою эту дружбу приходится скрывать, потому что та клевета, которая есть в интернете по поводу о.Георгия и братства пока еще продолжает делать свое дьявольское дело. Хотя, с одной стороны, это и печально, с другой, мы помним, что это неизбежный путь христианина, и Сам Господь наш был, как мы прекрасно знаем, оклеветан. Но юбилей братства показал, что Божия правда сильней всякой лжи, и, несмотря на то, что братство все эти годы подвергалось гонениям, его пытались насильно выдавить из РПЦ, несмотря на это оно, Божьей милостью живет и служит Богу.



Конечно, я не хочу идеализировать братство. Нет ничего совершенного в этом мире. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И Церковь – это собрание святых грешников. В апостольских посланиях, когда мы читаем о ранней церкви, которая является своеобразным эталоном церковной жизни, мы видим, что там много проблем, трудностей. Но в тоже время мы видим разницу между братским обличением, которое делает Павел, хотя порою, оно было довольно жесткое, и гонениями, которые устраивали иудеи и лжебратья. Поэтому, конечно, мы всегда открыты к назиданию и обличению, если оно своей целью содержит созидание церкви, а не ее разрушение. Да, повторюсь, в братстве есть немощи, недостатки, члены братства обычные люди со своими немощами (из них же первый есмь азъ), и мне это изнутри гораздо лучше видно, но при этом же есть и добрые плоды, есть же и явное действие Божье! Почему же наши оппоненты часто не видят действия Божьего, почему их взгляд такой избирательный, что выхватывает только негатив? Вспоминаются слова Христа про око, которое темно…

Как я уже сказал, было много гостей, в том числе из-за границы. Были наши давние друзья: мирянское православное движение «Воинство Господне» из Румынии. Хотя движение и мирянское, но в него входят и представители клира, в том числе и епископы. Но что интересно, даже к клирикам обращаются со словом брат, при этом используя слово отец. Выглядит это так: брат отец имярек)). В числе гостей из Румынии был и молодой иеромонах «брат отец Пимен»)), также еще три брата: Василий, Георгий, имя третьего не помню, к сожалению.

Был гость из Германии католический священник Манфред. О.Манфред служит в Центре диалога и молитвы в Освенциме. Сам он по национальности немец, но уже около 30 лет живет в Польше. Он рассказывал о том, как начиналось и совершилось примирение между немецким и польским народом, сначала казалось, что примирение между двумя этими народами невозможно. Первые шаги к примирению начали верующие люди: протестанты и католики. Они стали создавать группы, которые ехали в Польшу и пытались начать какой-то диалог сначала с другими религиозными группами, потом и с более широкими слоями общества. Затем, увидев, что это нравится людям, это подхватили уже и политики. Для меня это очень наглядный пример, что должна делать в мире церковь, при этом не политизируясь. «Блаженны миротворцы…» - проповедь мира, как одна из составляющих проповеди Евангелия может сделать то, что не смогут сделать никакие политики. Свое выступление на круглом столе о.Манфред начал со слов: «Простите за все то зло, что наш народ причинил вашему». Хотя прошло уже 70 лет, о.Манфред, приезжая в страну, которая пострадала от нацисткой Германии, начинает свое выступление именно с этих слов. Это действительно свидетельство покаяния в Германии. Тут нам действительно нужно поучиться. Покаяние и чувство вины – это признак силы и аристократизма, обида – признак слабости и плебейства. Об этом писал еще Н.А. Бердяев.


Фото Валерии Логиновой.

Были также гости из итальянских католических движений. Представители «Союза христианских профсоюзов» рассказали о том, как они смогли повлиять на формирование Конституции Италии. Именно они настояли на том, чтобы в Конституции основополагающей ценностью были права и свободы личности, с этим пунктом вынуждены были согласиться даже итальянские коммунисты. «Общество святого Эгидия» - католическая благотворительная организация, которая занимается делами милосердия сейчас уже далеко за пределами своей Родины – Италии. Филиал этой организации есть и в России.



Также на встрече была Анни Бежано представитель братства святого Шарли де Фуко, который проповедовал в Алжире и был убит местным племенем – туарегами. Удивительно, что за свою жизнь Шарли не смог обратить ни одного туарега, он не нашел ни одного единомышленника, но после его смерти, когда были опубликованы его труды, они вдохновили тысячи людей по всему миру, образовалось братство его имени.

Конечно ж, среди приглашенных были и православные миряне и священники из России. Всех их объединяло одно – желание не просто верить, а жить по своей вере, приносить реальные плоды веры, служить Богу и Церкви теми дарами, что у них есть. Российская общественность часто узнает о священниках и мирянах РПЦ из скандальных новостных хроник в которых рассказывается об очередном «пьяном попе на джипе» или погроме какой-либо выставке каким-нибудь «энтео» и часто думает, что это и есть РПЦ. Да, в РПЦ есть разные и миряне и священники, но гораздо меньше люди слышат о тех, кто действительно трудится во славу Божию ради церкви, людей. В скандальных новостных хрониках не говорят о тех православных волонтерах, которые помогают в больницах, хосписах, домах престарелых. Для меня было важно и интересно услышать, как в сложившихся условиях священники стараются не просто отправлять требы, а действительно проповедовать Христа и помогать людям становится реальными членами церкви, а не номинальными. Такие священники не могут обвенчать или покрестить людей, которые являются по факту неверующими, нецерковными, которые воспринимают православие просто как хорошую традицию или учение. Они этого не делают, прежде всего, ради самих этих людей, желая, чтобы их приход в Церковь был реальным, а не формальным актом. К сожалению, таким священникам часто приходится встречаться с сопротивлением среди других священников, для которых важнее материальный доход, который они получат в результате крещения, чем сами крещаемые. Вот эти вот миряне и священники тоже были гостями на нашем празднике.


Фото с сайта ПСМБ

На празднике были и наши друзья из протестантских церквей России. В частности, были пресвитеры Наиля и Роман из церкви «Краеугольный камень» из Казани. Эта протестантская церковь не совсем уж и протестантская, так как очень интересуется православием и в своей жизни во многом опирается на православное предание, читает св. отцов, русских религиозных философов. Наилю Джамбековну, одну из лидеров этой церкви, как она сама говорит, на все это вдохновил о.Георгий Кочетков, который помог ей открыть мир православия. Это тоже хорошее свидетельство межцерковного диалога, целью которого является обмен дарами и опытом, а не прозелитизм.



Хочется верить, что братство будет жить дальше и дальше служить Богу и Церкви, людям и всему миру. Важно понимать, что самое главное зависит от нас, членов братства, если мы будем верны Богу, то никакие трудности нам не смогут помешать творить Его волю, которая в основе своей – жертвенная любовь к людям, ко всему миру. Также опыт нашего братства показывает, что важно, когда есть движение снизу, что все зависит от нас, от простых людей, от нашей инициативы и решимости служить Богу и Церкви. Никакие гонения и невзгоды тут не смогут нам воспрепятствовать. Если Бог за нас, то кто против нас? К сожалению, у нас ни в церкви, ни в обществе не принято брать на себя ответственность, все ждут или доброго царя или старца, который разрешит их проблемы, все устроит. Но жизнь показывает, что это ложный дискурс, что только тогда все начинает меняться, когда люди понимают, что никто кроме них это не сделает, когда люди понимают, что призыв Христа обращен не только к избранной кучке святых, а ко всем людям. Более того, к святости призваны все люди, все без исключения. Думаю, что Преображенское братство для этого хороший пример. Хорош пример того, что сила Божия в немощи совершается, что Господь целует и намерения.

  • 1
Саша, "есмь азъ", а не "есмь азмъ" ))

Это сибирский диалект цся

  • 1