?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
БОРЬБА ЗА ПАМЯТЬ В МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ
2
alexander_nv


Автор: Алексей Житковский

Согласно социологическим опросам, регулярно проводимым Левада-центром, количество россиян уважительно относящихся к И.В.Сталину и одобряющих политические репрессии в СССР в последнее время неуклонно растет. Но общее уважительное отношение к тирану, это еще полбеды. Существуют в нашей стране и (что удивительно!) в нашем скромном сибирском городке люди активно выступающие против того, чтобы память россиян была обременена воспоминаниями о страшном периоде отечественной истории, когда человека могли арестовать по доносу соседа, когда ни в чем не повинных граждан лишали всего, ссылали в лагеря, расстреливали без суда и следствия.

Подобную деятельность по очистке массового сознания от тяжелых воспоминаний развернула в Нижневартовске местная ячейка всероссийской организации «Суть времени» (подробно об организации здесь. Объектом своей борьбы за справедливость, и, видимо, за электорат, участники движения выбрали городской долгострой – проектируемый вот уже десять лет, но так и не сооруженный «Памятник жертвам политических репрессий». С августа прошлого года «Суть времени» проводит в городе пикеты со сбором подписей против установки памятника, направляет в администрацию города, думу города, думу округа письма с просьбой не допустить строительства, активно выступает в СМИ, публикует заказные статьи.

Основной аргумент движения внешне выглядит благородно – остановить нецелевое расходование бюджетных средств. Однако данная борьба – борьба прежде всего идеологическая. «Суть времени» на деле обеспокоена вовсе не бюджетом (партийцы в принципе не против любого другого памятника, хоть героям ВОВ, хоть погибшим в Чеченском конфликте) а тем, что монумент «Жертвам репрессий» якобы будет деструктивно сказываться на самосознании жителей молодого, прекрасного, не знающего бед города. Нижневартовск – это де «город сад» из советских стихотворений и никакого негатива нам не нужно. Иными словами - установка данного монумента просто не совпадает с политикой прокоммунистически настроенного движения, невесть откуда появившегося в Югре.

Однако, стоп. Причем тут Нижневартовск? Наверняка, девяносто процентов вартовчан и слыхом не слыхивали о проекте подобного памятника в нашем городе. «Памятник жертвам политических репрессий»? Где он будет установлен? Кто инициатор создания? Другой, вполне закономерный вопрос, который может возникнуть у горожанина – а какое отношение имеет Нижневартовск к трагичным событиям далеких 30-40-х гг. ХХ века? Зачем нам вообще нужен этот памятник?
Попробуем разобраться.

ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В 2003г, в нашем городе появилась общественная организация «Истоки памяти», объединившая в своих рядах жертв политических репрессий. На момент создания в организации числилось 119 человек, в основном – пожилые люди, пенсионеры. Председателем организации была выбрана Лидия Станиславовна Таскаева, музыкальный преподаватель и психолог, дочка поволжских немцев, репрессированных в начале Великой Отечественной Войны.

Лидия Станиславовна Таскаева, председатель общественной организации "Истоки памяти".



Люди, собравшиеся в «Истоках памяти» – это люди пережившие немыслимые трагедии, каждый свою и все вместе – общую. Кто-то был сослан с семьей из родного края в отдаленный угол страны только потому, что был из семьи кулаков, или просто человеком другой национальности: немцем, чеченцем, греком. У кого-то арестовали и расстреляли родителей, а самого, еще ребенком отправили в детский дом или в Трудовую Армию. Кто-то родился в ГУЛАГе и провел детство за колючей проволокой на Колыме. Все они, так же как и их родные, пострадали совершенно невинно, все они были реабилитированы государством и признаны жертвами политических репрессий.

Удивительно, как стойко эти люди перенесли свою судьбу: не сломались, старались жить настоящей, полноценной жизнью, несмотря на многие препоны со стороны государства и общества. Многие из них стали врачами, инженерами, учителями, создали крепкие семьи, всю жизнь трудились на благо страны. Также стоит отметить, что большинство членов «Истоков памяти» приехали в наш город в начале семидесятых годов, и принимали непосредственное участие в его строительстве и становлении.

За двенадцать лет своего существования «Истоки памяти» проделали в городе огромную социальную работу. Была организованна юридическая и финансовая поддержка репрессированным, налажен контакт с органами прокуратуры и МВД по реабилитации, поиску пропавших родственников, по восстановлению необходимых для получения статуса репрессированных документов.

Другое поле деятельности «Истоков» - просветительство. Члены организации постоянно посещают школы и ВУЗы города, рассказывают молодому поколению о действительной исторической правде. Эта правда заключается в гигантской несправедливости, которая коснулась миллионов человек в нашей стране и которую всячески пытается обойти и умолчать официальная, парадная История.

Главной же своей задачей с первых дней существования «Истоки памяти» определили установку на территории города «Памятника жертвам политических репрессий». Памятник должен стать символом страданий нашего народа, напоминанием о жертвах принесенных страной в страшном ХХ веке, предупреждением о том, чтобы в Истории России больше не повторилось подобных бед.

НИЖНЕВАРТОВСК – МЕСТО СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНИЯ.

Хорошо, пусть так, но все же – причем тут Нижневартовск? Какое отношение имеет наш славный «город – сад» к несправедливостям отечественной Истории? Оказывается - самое прямое.

Дело в том, что поселение Нижневартовское Ларьякского района, позже преобразившееся в город Нижневартовск, в 30-40 е гг. ХХ века являлось местом спецпоселения (фактически – ссылкой) граждан со всего Советского Союза. Так согласно архивным данным о численности населения по национальному составу за 1946 г. на территории Нижневартовского сельсовета проживало: 1.612 чел., из них: 1.277 русских, 195 калмыков, 28 финнов, 9 немцев, 24 украинцев, 57 ханты, 2 марийцев, 2 поляков, 5 татар, 5 литовцев, 1 эстонец, 7 цыган. То есть около 1/6 населения поселка составляли люди сосланные в район из других республик Союза (а как еще могли оказаться в болотах сибири лесах финны и калмыки?).





Кроме того, на территории Нижневартовского поселения в те же 30-40е годы осуществлялись и свои репрессивные акты. К примеру, раскулачивание, активно проводимое на Большой земле, поддерживалось и местными властями. В протоколах заседаний Нижневартовского сельского совета от 1933г. одним из пунктов повестки дня значилось «утверждение кулацких хозяйств», в которых обозначены фамилии жителей с. Нижневартовское, подлежавших раскулачиванию: Иван Абрамович Кушников, Николай Александрович Кайдалов, Алексей Аркадьевич Слинкин... Основным обвинением послужили использование наемной рабочей силы, вредительство, большое хозяйство, статус торговца. Итог один - признать хозяйство кулацким и лишить избирательных прав. А это в свою очередь – лишение права на промысел, охоту, рыболовство, в общем – лишение заработка.



Указанная выше информация хранится в архиве города и района и является общедоступной. Однако, к сожалению, она остается уделом специалистов историков и музейщиков, ей не придается большого значения, и, как следствие, она не вызывает общественного резонанса. Наш город являлся местом ссылки, на его территории проходили собственные репрессии, здесь страдали и умирали невинные люди, а мы по-прежнему ведем отчет своей жизни от первого фонтана нефти на первой Самотлорской скважине. Возможно, именно установка памятника жертвам репрессий изменит это историческое невежество.



ЧТО СЕГОДНЯ?
Вернемся, наконец, к самому памятнику. В 2004 году администрация города, и лично мэр Борис Хохряков поддержали инициативу «Истоков Памяти». В 2004 году был объявлен открытый тендер на проект монумента, в котором участвовали известные скульпторы и архитекторы. Победил проект скульптора из Тюмени. На проведение конкурса и проектирование были потрачены бюджетные деньги порядка 800 тыс. рублей. Определилось и место установки памятника – набережная Оби на территории города. Река Обь была немым свидетелем того, как на баржах прибывали в наш город, наш район спецпереселенсы. В водах Оби многие ссыльные погибли, так и не пристав к берегу. Так что, в плане локации все выглядело логично и справедливо.



Однако уже в 2005 году проект забуксовал. Город неожиданно предложил перенести место установки монумента под предлогом того, что ранее выбранный объект –набережная, еще не был благоустроен. Новым местом для памятника определили заброшенную площадку в Старом Вартовске, неподалеку от Школы №1. Дополнительной мотивацией для переноса послужило то, что именно в этом районе располагались раньше бараки ссыльных калмыков. «Истоки памяти» своими силами, с поддержкой единомышленников и спонсоров, площадку расчистили, установили памятный знак (который к слову в 2011 г.пришлось менять, т.к. его разбили малолетние вандалы), но…теперь, снова неожиданно, администрация города отказалась от финансирования памятника, оставив за собой в качестве обязательства лишь благоустройство территории вокруг монумента.

И вот, прошло уже десять лет, а воз и ныне там. Городские власти, отдадим им честь, не отказываются от своих обещаний, однако и не спешат с их выполнением. В планах капитального строительства действительно заложены средства на благоустройство территории вокруг «памятного знака». Средства, скажем прямо, не малые - больше десяти миллионов рублей. Но, во-первых, освоение этих средств отодвинуто до 2020 года (многие ли пожилые члены Истоков памяти доживут до этого события?). Во-вторых, ни изготовление, ни монтаж памятника город оплачивать не будет. Это почетное дело было предоставлено самим репрессированным!



А с 2014 года у администрации появился дополнительный аргумент против выполнения работ по монументу – позиция той самой сверхсправедливой организации «Суть времени». Оказывается, не все в нашем городе поддерживают идею памятника! А вдруг от его установки кому-то будет некомфортно?! А вдруг, а если, а кабы чего не вышло…

В феврале 2015 года комиссия по капитальному строительству в составе депутатов городской думы выслушивала претензию лидера местной ячейки «Сути времени» Александра Латышова, требующего не допустить установки многострадального монумента. Латышов с серьезным видом рассказывал серьезным людям о том, что наш город не имеет отношения к репрессиям, что все это очернение истории и прочее и прочее. На этой же комиссии Лидии Станиславовне Таскаевой пришлось выступать фактически ответчиком перед иском негодующего партийца. Отрывки этого заседания и совершенно непрофессиональное, невежественное обсуждение этой темы на одном из местных телеканалов можно посмотреть здесь.
С заседания Лидия Станиславовна ушла со слезами на глазах. Отдадим должное депутатам - статью бюджета по благоустройству территории (свет, бетонирование, скамейки) на 2016-2020 год решили не трогать и оставить в силе. «Суть времени» депутаты города де-юре не поддержали. Однако сам памятник «Истокам памяти» все-таки придется сооружать на свои средства.

На сегодняшний момент, репрессированные, их друзья и родственники собрали на памятник сто тысяч рублей. Понятно, что денег этих на монумент с высокими художественными качествами вряд ли хватит. Но в этой ситуации, как говорится, не до жиру. Пришлось заказывать не скульптуру, а обыкновенную стелу. в обыкновенном… ритуальном агентстве. И это вовсе не фарс, а реалии нашей жизни. Зато, как говорит Лидия Станиславовна - это будет свой памятник, на свои средства, за который не будет болеть душа. Душа теперь болит только за одно – успеть установить стелу к 30 октября, всероссийскому Дню Памяти Жертв Политических Репрессий, самому важному дню для всех, кто неравнодушен к своей истории, своему прошлому и будущему.

P.S. Идеологию «Сути времени» не сложно опровергнуть. Это откровенный популизм и неправда, не выдерживающая элементарного критического анализа. Сложнее принять настоящую правду – страшную, некрасивую, но настоящую. Сегодня, когда в нашей стране упор в формировании гражданского сознания делается на патриотизм, почему-то забывается, что истинный патриотизм – это не любовь к оружию, войнам, победам и прочим жестокостям мира, а любовь, прежде всего, к людям, в том числе и тем людям, которые жили до нас, которые ради нас пострадали. Неужели они недостойны любви? Неужели они недостойны памяти?
Александр Солженицын на страницах «Архипелага ГУЛАГА» приводит замечательную русскую поговорку: Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет – тому два. Нашей стране и нашему городу самим решать ходить ли нам в свете, или окончательно скатиться во тьму.

P.P.S: Закон № N 1761-1 о реабилитации жертв политических репрессий принят в РФ 18 октября 1991 года указом призедента РФ, Борисом Ельциным и имеет целью: реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.


  • 1
Получается, что все сидевшие в лагерях при Сталине - хорошие люди?

Из книги Л.Нетто «В ГУЛАГ я пришел сам»:
«В нашей группе произошел молчаливый обмен взглядами. Было такое ощущение, будто мы одна команда! Один из офицеров был сибиряк, высокого роста, с орлиным взглядом, старше меня лет на семь. Звали его Федор Смирнов. Между нами сразу установилось какое-то взаимное доверие, понимание друг друга с полуслова, даже полувзгляда. Тогда я еще ни о чем не мог его расспрашивать. Только позднее узнал, что его настоящая фамилия Каратовский, что он был разведчиком - офицером абвера, лично знал Андрея Андреевича Власова и других руководителей РОА. Даже в лагере иной раз мне показывал, что такой-то деятель был в РОА. Смирновым Федор Каратовский стал, когда вернулся в Советский Союз после войны. Жил сначала в Прибалтике, потом в Смоленской области, там женился, родилась дочка. А дальше были арест, лагерь. Для меня Смирнов оказался подарком судьбы на всю жизнь».

Но отрицать и того, что сроки отбывали просто "несогласные" тоже будет не правильно.

Понятно, что при Сталине сидели уголовники: воры, убийцы, мошенники и пр. Конечно, были дезертиры, предатели, да и сами немцы, взятые в плен. Речь не об этом. Речь о том, что сидело огромное количество совершенно невинных людей, осужденных по политическим статьям. И это подтвердило само государство, уже после смерти Сталина стали осужденных по 58 статье, департированных, спецпереселенцев и пр. Сейчас есть закон о реабилитации. То есть массовое преследование невинных людей у нас утверждено законодательно.

Что касается уголовников, то, как описывает Солженицын, их называли "социально-близкие", и отношение к ним было гораздо лучше, чем к политическим. Уголовники использовались властями для того, чтобы продолжать преследовать политических уже в тюрьме. Об этом пишет Солженицын, Шаламов.

Состав заключенных, содержащихся в лагере строительства Опокского гидроузла НКВД СССР по состоянию на 1 июля 1941 г.
Списочное число заключенных
на 1 июля 1941 г.
"А" по характеру преступлений
Контрреволюционные преступления:
Антисоветская агитация - ст. ст. 58, п. 10; 59, п. 7 УК - 4
Нелегальный переход границы - ст. ст. 59, п. 10; 84 УК - 1
Социально опасный элемент (без указаний ст. ст. УК) - 1
Уголовные преступления:
Бандитизм, вооруженные ограбления и умышленное убийство - ст. ст. 59, п. 3;
167, 136, 137, 138 УК - 22
Скотокрады - ст. 166 УК - 8
Имущественные преступления (кражи) -
ст. ст. 162-178 УК - 316
Воры-рецидивисты - ст. 162, п. "в" УК - 45
Хулиганство - ст. 74, ч. I и II УК - 641
Нарушение закона о паспортизации - ст. 192 УК - 23
Прочие уголовные преступления - 193
Воинские преступления - ст. 193
(кроме пунктов 17 и 24) - 18
Должностные и хоз. преступления -
cm. cm. 59, п. 3 в; 109-121 'и 193, п. 17 УК; 128-135 УК - 243
Расхищение социалистич. собственности
(закон от 7 августа 1932 г.) - 6
По указам Президиума Верховного Совета СССР
(кроме указа от 10 августа 1940 г.) -95
ВСЕГО: 1616
"Б" по окраскам
Быв. помещиков, фабрикантов, торговцев, кулаков,
чиновников, офицеров, агентов полиции и т. п. - 4
Церковников и сектантов - 1
Зам. Нач. Управления лагеря (ОИТК) НКВД (подпись)
Инспектор 2-го отдела (отделения) ИТЛ, ОИТК НКВД (подпись)

"По данным разных исследователей, всего за период с 1930 по 1953 годы по политическим обвинениям было арестовано от 3,6 до 3,8 млн человек, из них расстреляно от 748 до 786 тысяч. Основной пик расстрелов пришёлся на годы «большого террора», когда было казнено 682—684 тысячи человек.
Всего в 1918—1953 гг., по данным анализа статистики областных управлений КГБ СССР, проведённого в 1988 г., органами ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ были арестованы 4 308 487 человек, из них 835 194 расстреляны".


"Существует вполне обоснованное мнение, что при оценке общего числа жертв политических репрессий необходимо учитывать не только самих осуждённых за «контрреволюционные преступления». Репрессиям подвергались и члены семей осуждённых, которые могли проходить по документам не как осуждённые за «контрреволюционные преступления», а как «социально опасные» или «социально вредные элементы» (в эту категорию включались и некоторые другие лица, репрессированные по политическим мотивам). Кроме того, официальная статистика подобных репрессий принципиально неполна, поскольку были массовые казни, которые не включались ни в какую статистику, например Катынский расстрел (21 857 человек)".

По данным новейшей историографии, всего в 1930—1950-е гг. было депортировано от 6 до 6,4 млн человек; во время транспортировки и в период нахождения в ссылке умерли не менее 1,2 млн человек, то есть примерно каждый пятый.
Кропачев С. А.. Новейшая отечественная историография о масштабах политических репрессий в 1937—1938 годах. Российская история, № 1, 2010, C. 166—172

И это, как понимаете, только официальные данные. А сколько их было на самом деле, мы когда-нибудь узнаем? И это только по 1953 год. Но репрессии в СССР продолжались вплоть до его распада, пусть и не в такой жесткой форме, как в сталинский период. Но людей также сажали, в том числе и в психушки.




Edited at 2015-05-07 01:38 am (UTC)

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. об отмене смертной казни
«Историческая победа советского народа над врагом показала не только
возросшую мощь Советского государства, но и прежде всего исключительную
преданность Советской родине и Советскому Правительству всего населения
Советского Союза.
Вместе с тем международная обстановка за истекший период после
капитуляции Германии и Японии показывает, что дело мира можно считать
обеспеченным на длительное время, несмотря на попытки агрессивных элементов
спровоцировать войну.
Учитывая эти обстоятельства и идя навстречу пожеланиям профессиональных
союзов рабочих и служащих и других авторитетных организаций, выражающих
мнение широких общественных кругов - Президиум Верховного Совета СССР
считает, что применение смертной казни более не вызывается необходимостью в
условиях мирного времени.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за
преступления действующими в СССР законами.
2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью,
применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком
на 25 лет.
3. По приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до
издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению
вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2-й настоящего
Указа».

По оценкам историка В. П. Попова, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления в 1923—1953 годах составляет не менее 40 млн. По его мнению, эта оценка «весьма приблизительна и сильно занижена, но вполне отражает масштабы репрессивной государственной политики… Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения — с 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества». Только в РСФСР общими судами приговоры были вынесены в отношении 39,1 млн чел., причём в разные годы к реальным срокам заключения было приговорено от 37 до 65 % осуждённых (не включая репрессированных со стороны НКВД, без приговоров, вынесенных судебными коллегиями по уголовным делам Верховных, краевых и областных судов и постоянными сессиями, действовавшими при лагерях, без приговоров военных трибуналов, без ссыльных, без высланных народов и т. п.)

Попов В. П. Государственный террор в советской России, 1923—1953 гг. (источники и их интерпретация) // Отечественные архивы. 1992, № 2, с. 26.

Немного про Сталина и про отношение к нему народа. Нам рассказывал господин Архангельский (российский литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель), в 2008-м году работавший на ТК "Россия" и принимавший ключевое участие в проекте "Имя России", в процессе голосования И.В.Сталин занял первое место с огромным отрывом, что не вписывалось в "нужную" картину. Руководством телеканала было принято решение аннулировать данные и немного "подкрутить" счётчик так, чтобы победу одержал человек, очень далёкий (в хронологическом порядке) от нынешних лидеров. Так победу одержал Александр Невский. Это не придуманная история, а истина, рассказанная не лично мне, а в аудитории человек на 50.

Долго обсуждали причины, которые привели к решению телеканала. Как сказал Архангельский, история Сталина (далее цитата): "ещё не допережита" (конец цитаты) и историкам, как и людям, только предстоит определиться в отношении к одному из лидеров СССР.

Да, Алексей приводит в статье ссылку на данные Левада центра, которые говорят, что до 45% россиян одобрительно относятся к Сталину. То есть, в принципе, значительная часть нашего общества морально готова к новому сталину, а значит, все может снова повториться.Главная беда нашего общества в том, что не было осмысления истории, прошлого, а без этого, как известно, нет будущего. Как в одном интервью режиссер Сокуров сказал, что проблема сталинского периода была не в том, что был такой жуткий персонаж Сталин, а в том, что было 140 млн сталиных..., не сам же он сам все доносы писал и аресты проводил...

Одни люди связывают имя Сталина с репрессиями, а другие с индустриализацией и победой. Известный политик Збигнев Бжезинский писал: "Таким образом, сталинская эпоха в значительной степени интерпретировалась как эпоха великих социальных перемен, стремительной динамики, перехода от сельскохозяйственной экономики к индустриальной. И, в некотором смысле, это верно. При Сталине Советский Союз действительно стал великой индустриальной державой. Действительно произошел отток его населения из деревень. Была в полном объеме отстроена централизованная социалистическая система. И при этом у советской экономики был относительно высокий темп роста. Согласно советской официальной статистике национальный доход увеличился вчетверо в годы первых пятилеток, ежегодно давая прирост почти в 15 процентов. Это потребовало перемещения больших масс людей - за тринадцать лет число городских жителей удвоилось. С 1928-го по 1940 годы годовое производство электроэнергии выросло с 5 миллиардов киловатт до 48,3 миллиарда, производство стали - с 4,3 миллиона тонн до 18,3 миллиона; производство станков возросло с 2 тысяч до 58400 в год; автомобилей стали выпускать не 8 тысяч в год, а 145 тысяч. В канун войны промышленность составляла 84,7 процента всей советской экономики. Даже если эти цифры и преувеличены официальной статистикой, то факт, что советская экономика добилась больших успехов, отрицать не приходится".
(Б ж е з и н с к и й Збигнев. Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в ХХ веке).

  • 1