?

Log in

No account? Create an account

Размышления о Боге, человеке и мире.

Блог православного христианина

Previous Entry Share Next Entry
Пасха Воскресная.
1
alexander_nv


‘Cause we all live in Future World
A world that's full of love
Our future life will be glorious
Come with me - Future World’
Kai Hansen

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор.1:23). Эти слова апостола Павла касаются и современных людей, и, как бы это ни казалось странным, в том числе многих христиан. Даже у нас, у православных, где казалось бы Пасха – центральное событие, в отличии от западной традиции, где Воскресение в тени Креста, даже у нас порою встречаешь какое-то странное понимание того, что такое Воскресение, и что оно значит для нас.

Это может показаться удивительным, но очень часто православные христиане выдают мысли по своей сути очень далекие от библейского Откровения. Мне вообще порою кажется, что сейчас идет какой-то реванш гностицизма и прочих других философских систем, которые когда-то пытались поглотить христианство: стоицизм, эпикуреизм, платонизм, неоплатонизм и пр. Просто диву даешься, насколько порою люди далеки от библейского взгляда на вещи.

Приведу примеры. Многие просто наотрез отказываются признавать спасение и преображение всего мира и твари. Человек – да, но вот мир будет уничтожен полностью, сожжен в огне апокалипсиса. Тут сразу вспоминаются стоики со своим великим пожаром «экпиросисом», в котором сгорает весь мир. Вообще для языческой космологии очень характерна мироотрицающая составляющая. Мир – это проблема, это ограничение, его нужно преодолеть. И только в библейском откровении мир – это благое творение Божие. В Библии часто воспевается мироздание, могущество и слава Творца все создавшего. Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле (Ис.44:23). Авторы Библии с любовью и восхищением описывают красоты природы. Псалом 103 полностью посвящен воспеванию тварного мира! Это так далеко от стоиков, задача которых подавить в себе страсти, чтобы соединиться с Логосом и исполнить то, что им предначертано до того, как мир будет поглощен огнем.

У Платона тело – это темница души, от которого нужно избавиться, которое только мешает подлинному духовному развитию. И лучше всего мыслит она (душа), конечно, когда ее не тревожит ничто из того, о чем мы только что говори­ли, - ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, когда, распростившись с телом, она останется одна или почти одна и устремится к [подлинному] бытию, прекратив и пресекши, насколько это возможно, общение с телом (Платон "Федон"). Если такое отношение к телу, то что уж тут говорить о животных или неживой материи? Неоплатоники считали материальный мир низшей эманацией Единого, задачей же человека было восхождение от низшей эманации к Единому, а значит опять таки преодоление этого материального мира. Для гностиков тоже было неприемлемо вочеловечивание Бога, поэтому они и отрицали как воплощение, так и воскресение, и в рамках языческой парадигмы мировоззрения были абсолютно последовательны.

Понятно, почему Павла так встретили в афинском ареопаге. Афинские мудрецы были действительно мудрецами, поэтому, услышав о телесном воскресении, они это сразу отвергли, так как прекрасно понимали, что воскресение тела делало материю приобщенной бессмертию, то есть высшему уровню бытия, что для грека, конечно, дикий скандал и нонсенс. Материя, которая сложна, постоянно меняется и преходяща ну никак не может иметь ничего общего с божественным, которому свойственна простота и неизменность. А тут какой-то варвар говорит, что тело воскресло, да еще и на небо взошло, в своего рода «гиперуранию». Ну уж нет, такую чушь не один уважающий философ тогда слушать бы не стал.

Поэтому, с их точки зрения, никакого воскресения, конечно же, нет. Так как тела – это проявление низшей формы бытия, текущего и преходящего, что не имеет никакого отношение к вечному и божественному. Как бы это странно не звучало, но многие христиане по сути так и рассуждают. Хотя они и декларируют веру в воскресение, но при этом полностью отрицают какое-то участие материи в Царстве Небесном. Тварный мир будет уничтожен. Но почему Бог должен уничтожать мир, который Он сам и создал?

Давайте теперь поговорим о самом человеке. Удивительно, но даже христиане, декларирующие веру в воскресение человека, часто понимают это как-то метафорически, не буквально, как воскресение тела. Помню проводил огласительную встречу с христианкой молодежью (все из христианских семей, сами уже давно в церкви, причащаются, исповедуются), и вдруг выяснилось, что наша то молодежь по сути…гностики! Когда я им стал говорить про телесное воскресение, то они были очень удивлены. Требовали, чтобы я им сказал, где в Библии написано, что мы именно в теле воскреснем. Спрашивали, а что будет, если тело человека было сожжено, сгнило и пр. В конце концов, где все поместятся на земле, если вдруг все воскреснут в телах! Когда я спросил их, а как же они все-таки понимают воскресение, то оказалось, как просто переход на некий более высокий духовный уровень в развоплощенном состоянии. Как это с иронией прокомментировал мой друг катехизатор: люди в Царстве Божьем будут такими сгустками электроэнергии. Хочется надеется, что это не слышат отцы-апологеты, которые боролись против гностицизма около 2000 лет назад, им было бы грустно видеть, что их оппоненты смогли совершить матч-реванш.

Так что же делать все-таки с этими вопросами, которая задала молодежь? Так, кстати, рассуждают не только молодые, я часто слышал и от взрослых людей с большим церковным стажем подобные рассуждения. Сейчас известно, что клеточный состав тела человека полностью обновляется в период 5-7 лет. То есть через каждые 5-7 лет перед вами в физическом плане совсем другой человек: тех молекул, из которых он состоял 7 лет назад, в нем нет. А тогда вопрос, куда все эти молекулы делись? Ну, понятно, что они где-то в этом мире, вступают в какие-то другие реакции. Ведь известно, что в мире ничто в никуда не девается. Но что это значит для нас? Это значит, что мы с вами в физическом плане являемся интегральной частью природного мира, мы как бы часть его по всем показателям: химическим, физическим, биологическим. Но что это для нас значит в духовном плане? А в духовном плане, как говорит Бердяев, весь остальной мир – это всего лишь часть человека, потому что в человеке есть то, чего нет во всей Вселенной - образа Божьего. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества, что человек – не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная (Бердяев Н.А.). И вот два эти пласта существования человека: природный, где он интегральная часть этого мира и духовный, где весь мир – это всего лишь часть человека, и говорит нам, что воскресение человека будет означать и преображение и освящение всего мира, всей Вселенной.

Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Матф.6:10) Хотя, может показаться, что «на земле» тут явно лишнее. Ведь она же будет уничтожена и не войдет в Царство Божие, как же на иней может осуществляться воля Божия? Так вот если мы говорим о телесном воскресении, то мы уже утверждаем, осторожно – опять скандальная для греков мысль, что материя может приобщиться вечности! Поэтому мы должны быть последовательны: если мы признаем телесное воскресение, то должны признавать и спасение всей твари, что включает в себя и животных и материю, если же мы отрицаем спасение твари, материи, то тогда надо отрицать и телесное воскресение.

Все дышащее да хвалит Господа! (Пс.150:6). Неужели Бог будет уничтожать все это дышащее, что Его прославляет? Разве он не попытается все это спасти? Но лучше всех о спасении всего мира говорит Павел.
Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим.8:19-23). Ну что к этому можно еще добавить? Как это совсем не сочетается с великим пожаром стоиков!

По поводу вопроса перенаселения мира, который так беспокоит многих. Видно, в нашей стране это национальное: проблемы с жилплощадью были всегда. То тут мы можем сказать только одно, что данное состояние мира – падшее, скованное рамками пространственно-временных законов. Мы видим с вами, что пространство и время нас ограничивают и разделяют. Новый мир же – это мир свободы и любви, а значит не будет в нем ничего ограничивающего и разделяющего. Конечно, с одной стороны, мы не знаем точно, что нас ждет. Ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Но с другой, что-то все-таки нам и открыто: А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии (1Кор.2:10). У нас есть рассказы о Воскресшем Иисусе. Их мало, они дают, конечно, очень скудную информацию, но уже оттуда мы видим, что новое тело Иисуса было, с одной стороны, действительно физическим телом: до него можно было дотронуться, Иисус принимал пищу. С другой, он появлялся в помещении с закрытыми дверями, исчезал. Как мы видим, пространственные ограничения для Него тут уже не работали.

Почему нам это все важно? Потому что мы должны понимать, что Царство Божие, которое началось в Воскресении Христа, оно уже здесь, еще не в полноте, ну уже здесь. Это знаменитое "уже, но еще не". Мы имеем паспорта Царства уже здесь, потому что этот мир призван стать Царством, чтобы тут святилось Имя Божье, чтобы небеса сошли на землю, что небо и земля наконец стали едины. Поэтому мы несем ответственность как за людей, так и за все мироздание. Быть сыном или дочерью Отца Небесного - это не какой-то особый привилегированный статус, а это, прежде всего то, что не смогли понести первые люди - ответственность за мир и труд по его преображению. И очень странно в рамках такого преображения ждать уничтожения всего мира, это снимает с нас ответственность за мир и оправдывает наше безразличие и нерадение о нуждах мира.

Закончить бы хотелось цитатой из книги Н. Т.Райта «Тайна зла».
И в замыслы Бога входит исправление существующего творения, а не уничтожение его и создание чего-то вместо старого. И поэтому Бог стремится действовать через людей - таких, какие они есть, даже если все помышления их сердец направлены на зло, - и начиная с появления Израиля или даже Авраама они, может быть, чаще делают ошибки, чем оказывают послушание Богу. И в обширной общей истории, и в ее отдельных эпизодах мы видим, как действует Бог: Он и судит и наказывает зло, чтобы поставить ему границы, не снимая ответственности с людей не делая их пассивными пешками, а в то же время дает обетования о новых милостях и дарует их, строя новые творения, хотя такие моменты во многом остаются двусмысленными. Я думаю, это не во всем соответствует представлениям апологетов, которые ссылаются на "свободную волю", чтобы объяснить или оправдать действия Бога ("Бог наделил нас свободой воли, и потому мы сами во всем виноваты"); речь здесь, скорее, идет о "готовности действовать" Бога. наряду с ясным утверждением благости творения. Бог не может упразднить это благое творение, хотя оно и пошло дурным путем. И потому Он намерен действовать изнутри созданного им мира, утверждая тем самым тварный мир, непохожий на Него самого, даже когда Он его стремится исправить.