alexander_nv (alexander_nv) wrote,
alexander_nv
alexander_nv

Немного грустный праздник.

Pyatidesiatnica1


В это воскресенье, на литургии в день празднования Пятидесятницы или, как его чаще называют в народе, в день Святой Троицы, я был охвачен противоречивыми чувствами. С одной стороны, это, безусловно, праздник - день рождения Церкви, ниспослание на землю Духа Святого. Но уже во время пения первого антифона, когда поется “во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их», я вдруг понимаю, что эти слова меня обличают, что это, мягко выражаясь, не совсем про меня. Дух ниспосылается ученикам для служения. Ни просто для очищения от грехов и страстей, не просто для спасения души. Хотя, конечно, и страсти очищаются и спасение обретается. Но не это главное. Дух дается на служение и поэтому говорится «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их». Но для того, чтобы принять этот Дух, для того, чтобы родилась Церковь, нужно быть готовыми как ученики все оставить ради Христа, ради служения Отцу Небесному. Быть готовыми пойти за Христом до конца. Вот в таком случае и является Церковь во всей ее полноте, вот в таком случае действительно случается Пятидесятница. (А что случается, когда начинает проповедовать человек, не оставивший все, не пожелавший «раздать свое имение»? В таком случае получается не благая весть, а пропаганда идеологии, которая только дискредитирует церковь).

Этот же стих поется снова во время прокимна, перед чтением отрывка из Деяний (2, 1 — 11), где говорится о схождении Духа, и о том как апостолы начали говорить на разных языках. Вот оно первое проявление действия Духа! Здесь сразу очевидно, что главное дело Церкви, самое важное — это благовестие. Это проповедь Христа Воскресшего и Его Царства. Поэтому такие выражение как «миссионерский приход», «миссионерская община» - на самом деле тавтология. Церковь в своей сути — это собрание миссионеров, собрание благовестителей. Церковь продолжает дело Христа и его учеников. А Христос и ученики проповедовали Царство, Новый мир, и не просто проповедовали, а творили его, преображая мир падший.

Но вот для этого необходимо исполниться любви, преодолеть всякую раздвоенность, избавиться от всех идолов и всего себя посвятить Божьему пути. И это не специфически монашеский путь, как мы часто оправдываем свою теплохладную христианскую жизнь. Это путь каждого, кто считает себя причастным Церкви, рожденной на Пятидесятницу. И вот всего этого я в себе как-то мало замечаю, и, к сожалению, мало вижу достойных примеров для подражания вокруг. Поэтому и грустно было на литургии.

Вот все-таки Пасха — это немного другой праздник. Другой, в смысле, что Воскресение Христа от меня не зависит. Он воскрес! Я к этому и пальца не приложил. Это чистый дар любви Божьей — Воскресший Христос. Даже Рождество, приход в мир Спасителя зависело, помимо Бога, только от Марии и Иосифа. А вот с Пятидесятницой немного по-другому. Праздник Пятидесятницы напрямую связан с живым откликом людей на действия Духа! Ведь Церковь на самом деле есть там, где есть Дух и ответ на Его действие со стороны людей. Ответ, который выражается в нашем выходе на проповедь, в отвержении самих себя и безоговорочном следовании за Христом.
Но христианство давно уже сведено к индивидуальному спасению. Большинство христиан и тех, кто стоит на Троицу в храме скажет, что самое главное — это спасение своей души! Вот цель нашего пребывания в Церкви! Как это все резонирует с тем, что читается и поется на литургии... Даже крестный ход на Троицу — это символическое выражение того, для чего Дух Святой нисходит на нас. Прославив Бога за Сына, призвав Духа Святого, соединившись с Богом и друг другом в Причастии мы выходим за ворота храма в мир, что бы нести свет и спасение людям и всему миру, мы несем Божью любовь, мы творим новую реальность! Но как мало кем это осмысливается в таком ключе! Я уже не говорю исполняется, хотя бы осмысливается... Ведь даже после каждой литургии говорится: «С миром изыдем, на что следует ответ «о имене Гоподнем». То есть выйдем в мире с именем Господним.

Но в наш век потребления, даже христианство получается адаптировать к чисто эгоистическим стремлениям добиться комфорта в этой жизни и не лишиться его в последующей. Конечно, мы все-равно в той или иной степени приобщены благодати Духа, Церкви. Господь действует в нашей жизни, спасая нас, поднимая из тьмы, греха. Но когда доходит до нашего ответа на это действие Божье, все становится очень грустно. Отряхнувшись, получив Божьи дары, мы считаем, что так оно и должно быть, так и нужно, и мы благополучно живем эту земную жизнь, устраивая ее как можно удобней и комфортней, выполняя по воскресеньям свой религиозный долг, приходя на службу и принося детей на Причастие.

Поэтому, на мой взгляд, день Пятидесятницы для нашей церкви должен быть не только днем радости, но и днем покаяния. И хочется надеяться и верить, что когда-нибудь мы все наконец отбросим всех наших идолов, которыми полна жизнь современных христиан, отвержемся себя и пойдем за Христом, не оборачиваясь назад. Тогда Дух Святой сможет в нас поселиться также обильно, как когда-то в апостолах и мы действительно станем Церковью Духа Святого.
Tags: современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments